Из истории создания музея

ГКОУ «КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» Г. БУДЕННОВСКА

Из истории создания музея

 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» существует с 2012 года. В первый же год коллективом были предприняты конкретные меры по организации деятельности, направленной на реализацию корпусной методической темы: «Интеграция образования и воспитания в процессе формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности кадета». Реализация казачьего и кадетского компонентов в рамках учебно-воспитательного процесса способствует формированию духовно-нравственной и патриотической составляющей личности кадет в урочной и внеурочной деятельности.

Согласно базовых основ Концепции кадетского образования в Российской Федерации воспитание кадет необходимо осуществлять в атмосфере Долга, Чести, Добра, Красоты и любви к России и её истории, формируемой на основе базовых национальных ценностей; на примерах служения Отечеству выдающихся деятелей России, её Героев, Святых и на личном примере своих учителей и воспитателей. Реализации этих принципов способствует содержание экспозиций нашего музея.

Создание корпусного музея явилось существенным фактором в реализации задач интеграции образования и воспитания. Коллектив для работы в открывшемся корпусе формировался из числа активных, творческих педагогов, имеющих уже достаточно богатый педагогический опыт. У нынешнего руководителя музея учителя географии Бессмельцевой С.В. уже был опыт создания школьного музея, и её обращение с инициативой о создании музея в корпусе было одобрено.

Разработав нормативно-правовую базу: положения о корпусном историко-краеведческом музее «Наследие» и Совете музея, педагоги, учащиеся и родители приступили к активному сбору фондов будущей экспозиции. Обратившись в Ставропольский краевой комитет по делам казачества и молодёжи, коллектив получил реальную материальную поддержку 100 тыс. рублей для изготовления стендов и стеллажей.

Фонд экспозиций будущего музея создавался усилиями всего педагогического коллектива, учащихся корпуса, казаков, ветеранов боевых действий на Северном Кавказе и Великой Отечественной войны, жителей города Будённовска. Каждый старался вносить посильную лепту в это святое дело. В числе основных материалов - документы, медали, военные и боевые артефакты, предметы старинного казачьего быта, подаренные корпусу. К созданию макетов подключились родители, которые вместе с учащимися занялись исследовательской и поисковой работой. На информацию о создании музея живо откликнулись и жители окрестных сёл, отдавая следопытам нехитрую старинную утварь. Постепенно база будущих экспонатов расширилась и обновляется до сих пор. Поисковая работа продолжается. Создание экспозиции – результат целенаправленной, творческой, поисково-исследовательской работы учебно-педагогического коллектива, тесно взаимодействующего с родительской общественностью и социумом. В результате прохождения процедуры паспортизации школьных музеев 10 апреля 2015 года получено свидетельство №16007.

За годы существования музея сформированы действующие экспозиции и основной фонд, одновременно разрабатываются, осуществляются и дополняются элементы музейной педагогики. Экспозиционные материалы систематизируются относительно времени и места характеризуемых событий и объектов, кадеты изучают казачьи и православные традиции, фольклор, национальную обрядовую культуру, народные ремесла и промыслы. Экспозиция насчитывает более 400 экспонатов основного фонда. Собираемый материал систематизируется по темам для разделов: «Казачья слава», «Казачий быт», «Казак без веры – не казак», «Они сражались за Родину», «Помни меня», «Чёрный июнь 95-го» (о террористическом акте в родном городе), «А знаете, каким он парнем был…» (о Герое РФ Володине Н.Н., имя которого присвоено нашему музею), «России верные сыны», «Казачья мозаика». Mы бережно храним боевые и учебные артефакты современного вооружения, казачью атрибутику, иконы, выпуски газет, вышедшие в свет в день окончания Великой отечественной войны и в день первого полёта человека в космос. Ведется поиск и сбор материалов по истории боевых действий в Афганистане, на Кавказе и в Сирии. Много ценных материалов передал нашему музею атаман Свято-Крестовского казачьего общества Попов В.В., полковник запаса, бывший афганец. Есть интереснейшие фотодокументы, на основе которых пишутся исследовательские работы учащихся и рефераты.

В архивах музея собираются материалы о традициях, обычаях, праздниках и обрядах казаков. Каждая из 12 экспозиций неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы. Общая экспозиция корпусного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Экспозиция музея является основой научно-просветительной работы.

Направление деятельности корпусного музея историко-краеведческое, базирующееся на изучении истории родного города, района, края, жителей, воинов, героев. Изучая историю города и района, кадеты совершают много открытий для себя.

Работой музея руководит совет. В состав совета входит его председатель - руководитель музея учитель географии Бессмельцева С.В., директор корпуса Околелов А.В., его заместители по воспитательной и учебной работе, представители органов детского са­моуправления, библиотекарь, инициативные и подготовленные кадеты, кружковцы, победители олимпиад и конкурсов, члены клуба «Память» и кружка «Наследники Суворова», учителя, а также кадеты, ответственные за отдельные участки работы. Совет музея вместе с активом планирует предстоящую работу: продумывается тематика разделов музея, пути сбора материалов, документов, намечаются сроки.

Совет музея организовывает и проводит встречи и праздники «Вахта памяти», «Солдатский конверт», «Казачий фестиваль», а также обзорную и тематические экскурсии в музей и часовню Михаила Тверского.

Оказываясь в музее, наши посетители сначала попадают в атмосферу казачьего быта в одноимённой экспозиции. Казаки сами строили, шили, изготавливали орудия труда. Нельзя допустить, чтоб бесследно исчезли секреты веры и ремесла стародавних мастеров, образцы художественного народного творчества – наше национальное достояние. Поэтому совет музея делает все необходимое для его сохранения. На базе экспозиции проводятся занятия не только по спецкурсам казачьего и кадетского компонентов «Истоки», «История и традиции казачества», «Основы православной культуры», но и уроки русского языка и литературы, истории, изобразительного искусства и внеклассная работа. Большим подспорьем в работе является изучение и почитание православных традиций казачества. Интересны уроки для самых юных кадетов-пятиклассников: «Как молились наши деды», «Что можно сделать из дерева, шерсти, кожи и глины» и другие. Посетители музея получают возможность акцентироваться на старине и опыте предков, юные кадеты учатся гордиться славой своей Родины и родного края. Именно здесь можно постичь характер русского человека, казака, их трудолюбие и таланты. Это особый уголок в нашем корпусе, где так и хочется сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Опыт работы корпусного музея по теме «Образовательная воспитывающая среда. Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС» представлен на Всероссийском вебинаре и на Всероссийском семинаре для руководителей кадетских школ по обмену опытом по патриотическому воспитанию в Москве.

Музей приобрел за время своего существования самобытное лицо, стал центром памяти, духовности и культуры. Об этом пишут посетители музея в книге отзывов.

 

Дата последнего обновления страницы 05.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения