Корпусная часовня Михаила Тверского

ГКОУ «КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» Г. БУДЕННОВСКА

Корпусная часовня Михаила Тверского

 

 

КОРПУСНАЯ ЧАСОВНЯ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания; жизнь общества строится на определенных моральных нормах. Мы в казачьем корпусе тоже изучаем «Основы православной культуры», «Историю и традиции казачества». Всегда интересно узнавать что-нибудь новое, особенно если речь идет о той земле, на которой ты родился, где находится частичка твоего сердца ... А для тех, кто родился на земле древнего Маджара, знать историю своих родных мест просто необходимо хотя бы потому, что история эта богата событиями и людьми, которыми можно гордиться.

Михаил Тверской. Несомненно, эта личность заслуживает нашего внимания.

Приобщение учащихся к культурному наследию – это важный источник патриотического воспитания.

Наш город имеет достаточно давнюю историю, в которой есть нечто притягательное и завораживающее, скрытое во мраке веков. Но, благодаря историкам, археологам, краеведам мы имеем возможность рассеять его и, приоткрыв завесу времен, заглянуть в прошлое, в седую древность, во времена Маджарского городища на берегах Кумы.

Много воды в реке Куме с тех пор утекло, немало событий свершилось на землях Прикумья, как и во всей России - и отрадных, и трагических. Наш город носил название Святой Крест. История о происхождении родного города и его названия всегда интересна юным краеведам.

На месте современного города люди селились с незапамятных времён. Самыми ранними из найденных на данный момент являются следы Майкопской археологической культуры (II тысячелетием до н.э.). В VI—III веках до н.э. на месте города Буденновска существовало сарматское поселение. Во II-III века н.э. - поселение аланов.Первые летописные упоминания о хазарском городе Маджаре относятся к 8 веку. С 13 по 16 века Маджар входил в состав Золотой Орды. С первой трети 17 века Прикумье попадает в сферу интересов Московского государства. С 1688 по 1696 годы здесь существует независимый и вольный город-крепость с земляным валом. В 1769 году на Маджарском городище генералом де Медемом учреждается пограничный пост из одной роты Астраханского полка. С этого времени Прикумье переходит под контроль Российского государства. Толчок к развитию города дали основание в 1884 православного Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря и значительный приток русских и украинских колонистов. В 1910 году получил статус уездного города. Вместе с другими городами ставропольского края Буденновск включен в список исторических городов Российской Федерации.

Побратимские отношения между городами Тверь и Буденновск были установлены в 2002 году. Своим небесным покровителем жители Буденовска, также как и жители Твери, считают Михаила Тверского. По легенде именно в Буденновске было чудесное явление огненного столпа в виде креста над обозом, в котором везли из Орды тело убитого князя. С тех пор город получил свое название — Святой Крест.

Чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо знать, не только настоящее, но и прошлое. Каждый должен знать и помнить традиции, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение.

 

«И задумал положить душу свою за своё Отечество»

Житие Михаила Тверского

 

Сын великого князя Ярослава Ярославича, Михаил родился после смерти отца зимой 1271/72 г. Его взрастила и воспитала – мать, княгиня Ксения. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына “святым книгам и всякой премудрости”. Она дала ему имя Михаил, что в переводе с греческого означает “равный богам”. В 1285году, в год совершеннолетия Михаила, Ксения вручила сыну Тверское княжество, обозначив это событие закладкой в Твери Спасо-Преображенского собора – первого каменного храма на Руси после монгольского нашествия.Михаил рос смелым и мужественным, справедливым и свободолюбивым, с высокой душой отечестволюбца в лучшем смысле этого слова. И русичи это почувствовали еще в далёком 1293 году, когда нашли защиту от монголов именно в Твери, ставшей тогда, по сути, общерусским центром сопротивления.

8 ноября 1294 г. в Спасо-Преображенском соборе князь Михаил Ярославич обвенчался с ростовской княжной Анной Дмитриевной (известной на Руси святой под именем Анны Кашинской, ум.1368 г.). От этого брака родились дочь Феодора (1300 - умерла в младенчестве) и четверо сыновей: Дмитрий, прозванный “Грозные очи” (1299-1325), Александр (1301-1339), Константин (1306-1346/47) и Василий (1309-1368).

Князь Михаил – достойный продолжатель дела своего отца в решении вопросов светской и церковной власти. После смерти в 1304 году предыдущего великого князя, Андрея Александровича, на великое княжение претендовали Михаил Ярославич Тверской и Юрий Даниилович Московский. Они поехали к хану, и хан назначил великим князем Михаила Тверского. Вскоре Юрий, собрав большую рать, вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Не мог терпеть Михаил грабежи, разбои, пожары, посетившие его землю от руки племянника. Защищая свой народ, благоверный князь вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери произошло решающее сражение, известное какБортеневская битва. 22 декабря 1317 года тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, наголовуразбили Юрия.

Орда не простила Тверскому князю своего позора, сыграло роль и то, что жена Юрия (сестра Узбека) умерла в тверском плену. В следующем 1318 году Михаил Ярославович был вызван в Орду, Состоялся ханский суд, после которого князя заключили в колодки. Через месяц Михаил Тверской был убит людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя. Князь знал, что в орде его ждёт смерть, и всё-таки предпочёл добровольно пойти на казнь, сохранив тем самым жизни тысячам своих подданных на Тверской земле. Ведь откажись он ехать, орда прислала бы огромное карательное войско, нещадно разрушающее всё на своём пути. Этот поступок является первым и, может быть, единственным в истории России, когда правитель ценою собственной жизни сохранил неприкосновенность подданных. Когда золотоордынский правитель предложил Михаилу отречься от христианства и тем спасти свою жизнь, гордо и решительно отверг эту милость русский князь и принял мученическую смерть. Родина и святая вера для него единая суть.

По дороге из Орды тело князя было перевезено в древний город Маджары. Купцы, знавшие убиенного князя, хотели прикрыть еготело дорогими тканями и поставить в церкви с честью, со свечами, но московские бояре не далиим даже посмотреть на святого и с бранью поставили его в хлеве. Пребывание же мощей святогокнязя было ознаменовано Самим Богом - многие местные жители видели над местом, где онибыли положены, на протяжении целой ночи огненный столп, сияющий от земли до неба.

Впоследствии здесь был основан Мамай-Маджарский мужской монастырь. Впоследствии наэтом месте стала располагаться печально известная событиями 1995 года центральная районнаябольница г. Будённовска. Место, на котором стояла телега с телом благоверного князя, отмеченопоклонным крестом. Над тем же местом, где столетиями раньше в небе явился Святой Крест, в день Буденновской трагедии появилась Богородица. Ее видели и пациенты-заложники, и освобождавшие их войска, и даже чеченцы-террористты.

В Казанской церкви г. Будённовска на почётном месте находится икона святого князя с частицей его честных мощей.

День памяти Михаила Тверского 22 ноября (5 декабря). ИСТОРИЯ ЧАСОВНИ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО В БУДЁННОВСКЕ

В 2003 году в Будённовске появилось самое настоящее чудо - непривычный для жителей Кавказа, образец деревянного зодчества, традиционного для большей части России. Часовня Михаила Тверского, сложенная из целых брёвен необычного золотистого цвета, кажется, что светящихся изнутри. Эта часовня – дар будённовцам от города – побратима – Твери, который привезли из Твери за неделю до памятных мероприятий, посвящённых восьмой годовщине будённовской трагедии, и была воздвигнута всего за пять дней, с 9-го по 13 июня, на территории строящегося тогда в 6-м микрорайоне храма Воскресения Словущего.

Проведением подготовительных работ на месте строительства часовни работники предприятий коммунального хозяйства Будённовска занялись неделей раньше: была распланирована площадка, залит фундамент будущего строения, расчищена прилегающая территория, к месту строительства было подведено электричество. А с понедельника 9 июня начался монтаж этого рукотворного чуда, который был осуществлён совместными усилиями мастеров Твери и Будённовска.

13 июня состоялось освящение часовни Михаила Тверского, во время которого Благочинный Православных Церквей Святокрестовского округа Протоирей Георгий сообщил присутствующим на церемонии открытия, что отныне каждую субботу здесь будут проводиться службы для жителей близлежащих микрорайонов, до тех пор, пока не будет закончено строительство нового православного храма (строительство храма должно было завершиться через два года, к июню 2005-го).

К моменту освящения часовни в ней была установлена икона, тоже привезённая в дар тверитянами. История написания началась в Будённовске, во время визита Тверской делегации, приуроченного ко Дню рождения города Будённовска. Тогда, в сентябре 2002 года, во время посещения нашими гостями часовни на территории больницы, к ним подошла женщина и передала рукописную картинку. На картинке была изображена остановка траурной процессии, сопровождающей гроб с телом Михаила Тверского из Орды в Москву, в Маджарском монастыре (на территории сегодняшней больницы). На этой картинке был виден вознёсшийся над телом князя Михаила золотой свет, который имел форму креста. Вот эту картинку по возращении домой тверичи показали Владыке. Виктору - Архиепископу Тверскому и Кашинскому, и он благословил женщину для написания иконы.

История часовни летом 2012 года получила новое развитие. Всеми вопросами, связанными с переносом часовни Михаила Тверского с проспекта Космонавтов на территорию казачьего кадетского корпуса, а также возникшие по объективным причинам реставрационные работы, поскольку крыша часовенки пришла в негодность, было поручено выполнить художнику и архитектору Геворгу Ширваняну, который уже давно собрал вокруг себя и объединил в созидательном творчестве прекрасно подготовленную бригаду мастеров.Именно он и его коллеги возвели в Будённовске великолепныйхрам Святого Воскресения (СурбАрутюн) Армянской Апостольской церкви, который строился в течение 6 лет, с 2004-го по 2010-й год. А для Мхитара Бадаляна, строителя из бригады Геворга Ширваняна и, одновременно с этим, чтеца храма Святого Воскресения (Сурб Арутюн), водруженный на часовне крест стал уже четвертым по счёту, который он устанавливает на церквях и часовнях.

Россия-матушка проснулась

И куполами расцвела,

Вновь к православию вернулась

И веру в Бога обрела.

Теперь на территории казачьего кадетского корпуса часовня напоминает воспитанникам о нашей славной истории, о подвигах, которые понесли наши далекие предки, созидая Русь в противостоянии недругам Отечества нашего. В этой часовне вспоминают тех вождей и воинов, которые отдали свои жизни, защищая Отечество, и эта традиция возвращается в нашу жизнь.

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения